hofenberger

Categories:

Зачем нужно голосование?

Большинство граждан России в недоумении — зачем нужно голосование, если оно не нужно? Тем более, что Памфилова так и сказала. 

Выскажу лишь свое мнение. А потом посмотрим, окажусь я прав или нет.

Итак. Порядок принятия поправок и изменения Конституции определен в статьях 135 и 136 самой Конституции РФ. Статья 135 определяет порядок изменения положений, определенных главами 1, 2 и 9 Конституции, статья 136 определяет порядок изменения всей остальной Конституции, кроме вышеуказанных глав.

Как утверждается (и действительно, в законе предусматривается изменение статей, не включенных в главы 1, 2 и 9), «защищенные» главы Конституции не затрагиваются. Следовательно, процедура принятия таких поправок должна строго соответствовать статье 136. Цитирую: «Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке,  предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и  вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не  менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.» Вы тут видите упоминание о каком-либо голосовании? Я не вижу.

Но тогда почему такое пренебрежение законом? Путин хочет узнать мнение народа, как нам рассказывают? Другими способами, например, путем длительного, год-два, всенародного обсуждения, этого сделать было нельзя?

Реакция Венецианской комиссии на законопроект лично для меня не стала неожиданной. Мне казалось, что любой здравомыслящий человек должен понимать, что главная цель поправок — откорректировать нужным образом часть 4 статьи 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного  права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным договором Российской  Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то  применяются правила международного договора.» Это сделано в статье 79 предлагаемого варианта Конституции: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях  и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными  договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения  прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам  конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных  органов, принятые на основании положений международных договоров  Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции  Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.» Но статья 79 относится к главе о федеративном устройстве! Какое отношение неисполнение международных договоров имеет к федеративному устройству?

Как видим, акцент сделан на истолковании Конституции. А кто у нас толкует Конституцию? Правильно, Конституционный суд. Думаю, ни для кого не секрет, каким образом КС будет толковать. Пример толкования самого закона о поправках перед глазами. Но что делать, если статья 79 вступит в коллизию со статьей 15? Тут вроде бы все однозначно: статья 15 относится к основам конституционного строя, а согласно статье 16 «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Но не всё так просто.

Если поправки будут приняты в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 135 (для глав 1, 2 и 9), а имитацию этой процедуры мы наблюдали (в том числе созыв «Конституционного собрания» — пародийного, без соответствующего закона, но тем не менее, факт созыва некоего собрания, которое «принимало» поправки к Конституции, имеет место быть), а на завершающем этапе еще и «всенародное голосование» (формулировка из статьи 135), то такой вариант многое меняет. Тот же самый Конституционный суд объявит, что поскольку процедура, предусмотренная статьей 135, «в целом» соблюдена, то данные поправки можно считать более приоритетными (или любая другая формулировка, в КС как-никак заседают профессионалы, придумают) в сравнении с положениями статьи 15. Ну и другими статьями, по выбору.

Исходя из вышеизложенного, власти требуется соблюсти еще одно положение статьи 135: «При проведении всенародного голосования Конституция  Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более  половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что  в нем приняло участие более половины избирателей

Поэтому, когда вам будут говорить, что явка в соответствии с законом о поправках не требуется — воспринимайте такое утверждение с изрядной долей скептицизма. Да, для принятия поправок явка не требуется — более того, для их принятия не требуется даже голосование. А вот для соответствующего заключения Конституционного суда — очень даже требуется.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.